Нет повода не выпить: парадокс злоупотребления в Латвии

© Sputnik / Алексей Куденко / Перейти в фотобанкВодка
Водка - Sputnik Латвия
Подписаться
Злоупотребление и пресыщение, как правило, диктуются страхом недоступности того или иного продукта в будущем. Дефицит - слово, которое мы впитали с молоком матери в конце двадцатого века

Слухи о возможном запрете продажи алкоголя после 19:00 оказались сильно преувеличенными, но тем не менее умудрились всколыхнуть целую волну обсуждений в обществе.

Умилительная тенденция: в меру употребляющие в большинстве своем предпочли помолчать в тряпочку, чтобы не прослыть употребляющими не в меру. Употребляющих не в меру никто всерьез не воспринимает. На полную катушку развернулись адепты здорового образа жизни, которых по сути данная мифическая поправка не касается от слова "совсем".

А я рискну в очередной раз подтвердить лозунг Sputnik и поговорить о том, о чем другие молчат. Просто в рамках зрелой дискуссии.

О существовании и употреблении

Я употребляю алкоголь. Да, я существую. В принципе, в нашей семье обычно стоит пара бутылок пива, бутылка вина и что-нибудь крепкое для гостей. Мини-бар, который обновляется. Мы не алкоголики, не пьяницы. У нас сдержанно-теплые отношения с алкоголем. Но они есть. Отрицать это глупо. Это так, вводная, а теперь зайду издалека.

Бармен разливает напитки - Sputnik Латвия
Пейте, рижане: Ушаков разрешил покупать алкоголь по вечерам, но не везде

Давайте попробуем вспомнить историю ограничений зеленого змия и посмотрим, к чему это приводило.

Америка. Сухой закон 1920-1933 годы. Сельские протестанты решили, что хорош уже пить, пора подумать о нравственной чистоте. Поправка к закону была принята и все возликовали. Особенно сильно ликование наблюдалось в рядах американской мафии, которая расправила плечи, взбодрилась и начала работать.

Закон вышел из под контроля толком в него не входя. Реки теневого алкоголя вливались в подсохшее горло американцев обильным потоком. На бумаге потребление алкоголе снизилось почти вдвое. По факту — теневой рынок стал настолько влиятелен, что спустя тринадцать лет сухой закон был отозван, как несостоятельный.

В Российской империи запрет выпал на начало Первой мировой войны. В июле 1914 года был издан императорский указ о запрете производства и продажи всех видов алкогольной продукции на период мобилизации, а потом уже и на все время военных действий. Статистика опять возликовала, за компанию с ней возликовали самогонщики, коих в каждой деревне было в достатке, а стало еще больше.

Из более свежего предания — горбачевские талоны. Я тогда еще не был целевой аудиторией, но помню.

В истории таких примеров масса. Все заканчивались фиаско с красивой статистикой и некрасивым результатом на деле. Бутлегеры, самогонщики, таксисты, районные наливайки ликовали даже громче, чем борцы за здоровый образ жизни и поборники морального облика нации.

Ищущий да обрящет

Если ты не можешь предотвратить революцию, то попытайся ее возглавить. Пожалуй, одним из самых знаковых воплощений данного девиза в жизнь можно назвать решение эксперта по реабилитации наркоманов Питера Баана, которое было принято правительством Нидерландов в 1976 году.

Именно тогда в королевстве были легализованы так называемые легкие наркотики. И тогда же прозвучало легендарное изречение: "Закон, который не соблюдает более трети населения страны, является несостоятельным". Или не прозвучало. Но в сердцах любителей покурить оно отзывается песней до сих пор.

Осенняя Рига - Sputnik Латвия
"Мы не собираемся винить коммерсантов": депутаты ищут корни алкоголизма в Риге

Что получила Голландия, в ответ на свою поблажку? Сплошные плюсы: контроль рынка легких наркотиков, налоговые поступления с их продажи, контроль качества продаваемых веществ, достоверную картину количества употребляющих и, наконец, приток туристов со всего мира. Как говорится, бинго!

Но вернемся к вопросам этики и морали. История наглядно демонстрирует нам, что в вопросе запретов и ограничений униженные и оскорбленные строго следуют двум библейским догмам: запретный плод сладок и ищущий да обрящет.

И, разумеется, не стоит забывать о тех, кто всегда с радостью готов нажиться на человеческих пороках. Будь то алкоголь, сигареты, торговля телом - все это лакомые куски для львиной доли теневых воротил.

Как только засыпают мирные жители, тут же просыпается мафия. А вместе с мафией просыпаются производители некачественного алкоголя, безакцизные товары, отравления, черный нал и злоупотребление.

Парадокс злоупотребления

У моей мамы есть кот. Беспородный. Уж не знаю, что ему нашептали гены предков, но ест он каждый раз, как в последний раз. Если ему насыпать два килограмма корма, то он съест эти два килограмма. Потому что мало ли, что там потом будет. Ему будет плохо, он это знает. Но он все равно раз за разом будет есть впрок. На всякий случай.

Я совсем недавно стал обладателем породистого кота. Такого, которого принято называть "голубых кровей". У него родословная лучше, чем у меня, хотя у меня родители - музыканты. Он ест в меру. Ему можно насыпать вагон корма и он все равно съест ровно столько, сколько ему необходимо. С одной миской он может жить неделю. Потому что никто искусственно не пытается ограничить его в правах и возможностях.

Барная стойка - Sputnik Латвия
СГД: изменения в торговле алкоголем приведут к противоположному эффекту

Парадоксально, но факт: я застал времена, когда продажа алкоголя не ограничивалась никакими временными рамками. Когда в любое время дня и ночи можно было пойти в магазин и докупить.

Злоупотребление и пресыщение зачастую диктуются страхом недоступности того или иного продукта в будущем. Дефицит — слово, которое мы впитали с молоком матери в конце двадцатого века. Надо брать: впрок, на будущее, на всякий случай, на черный день. И, как правило, бутылка водки, взятая впрок, редко остается непочатой до утра. В то время, как за новой, может бы, и не пошли бы.

Быть против

Но даже это все мишура. Показательным является тот факт, что за мифический запрет яро ратуют те, кто не употребляет алкоголь. Поборники здорового образа жизни.

Те, кому по всем законам природы должно быть абсолютно все равно на время его продажи, как мне все равно на время продажи беспроводных наушников для iPhone. Но они — ликуют. Так же, как ликовали, приветствуя запрет на курение в местах общепита, как радовались запрету русских школ, как приветствовали геноцид евреев.

Это где-то глубоко в крови: быть против. И злорадствовать, когда тебя это не касается.

Лента новостей
0